За свою чуть более чем вековую историю танго проделало удивительный путь. Некогда неприличный танец, исполняемый исключительно в злачных местах женщинами легкого поведения и завсегдатаями борделей, сегодня танго знаменито на весь мир своей элегантностью и страстью. У танго были периоды расцвета и забвения, моды и пренебрежения... Итак, как проделать путь из борделя на лучшие сцены мира?
В развитии танго можно выделить отдельные периоды на основании изменений в основных понятиях. Родольфо Динзэль определил их как "эпохи танго".
Первая эпоха: cortes и quebradas
В конце XIX века танго характеризуется ритмическим размером 2 x 4 на базе простых шагов без последовательности сложных фигур. Шаги и фигуры выполняются по прямой. Ритмичная игра ног, частый стук каблуками в пол типичные явления. Динамика танца быстрая и нахальная. В это время танец представляет из себя резкие остановки, так называемые «разрезы» (cortes), которые внезапно прерывают плавное движение. В самый неподходящий момент женщина оказывается "связанной" телом партнера. Часто cortes объединяются с позой, которая прерывается посередине, так называемая quebrada.
В начале XX века отношения мужчины и женщины на публике дистанцированы. Телесный контакт значит много. Такие движения являются свободой, преодолевающей устоявшиеся моральные догмы, что ведет к тому, что танго выглядит чем-то непристойным. Мода того времени, с его длинными, узкими юбками ниже колена, сильно ограничивает движение женщины. Ей приходится выпячивать таз назад и двигаться на маленьких шагах при ходьбе вперед. Оба партнера наклоняют корпус вперед, колени полусогнуты, левая рука мужчины находится внутри пары. Какие-то и сегодня популярные фигуры появились уже в той эпохе: la corrida, быстрая и короткая проходка, parada, sentadita, когда девушка сидит на ноге партнера и салида, базовый шаг танго. Места событий - бедные кварталы, задние и внутренние дворы и бордели.
Вторая эпоха: элегантность и плоские фигуры
Вторая эпоха начинается после Первой Мировой войны (около 1920). Впервые в танго элегантность выходит на передний план. Улучшение социальной ситуации находит отражение в положении тел танцоров. Позиция корпуса сознательно выпрямлена. Хорошая постура и баланс — вот важные принципы для танцора танго: "Чего стоит хорошая комбинация шагов, если танцор не стоит на ногах?" У мужчины меняется положение левой руки. Теперь она выше и смещена назад, к партнеру. Появляются фигуры, которые по сути являются плоскими — развитие идет в плоскости пола medialuna, el abanico и ocho.
Третья эпоха: фигуры в пространстве
Третья эпоха приходится на тридцатые годы и начало сороковых. Изменения касательно положения корпуса, которые произошли во вторую эпоху, продолжаются, а также сами движения преуспевают в элегантности и эстетике. Тела танцоров находятся в выпрямленном положении, одинаковом для осей обоих. Облачение дам становится более коротким и открывает колени. Пространство в ногах свободно как место пригодное для танца и появляются фигуры, который выполняются на уровне ног пары. Впервые нога отрывается от пола и двигается в трехмерном пространстве, а не как до настоящего времени только по поверхности.
Четвертая эпоха: прославленная эпоха. Танго как движение масс
Четвертая эпоха как в танце, так и в музыке - время знаменитых сороковых годов. Лихорадка танго захватывает широкие массы. Весь Буэнос-Айрес живет в ритме танго. Все вертится вокруг него. Тот, кто хочет познакомиться с девушкой, должен учиться танцевать танго. Танго танцуют даже внутри страны. Вся нация танцует каждую ночь танго в салонах, которые в течение этой четвертой эпохи появляются повсеместно. Более 40 больших оркестров работают в танго-салонах Буэнос Айреса. Танго пребывает на пике своего развития. На фоне ежедневных мероприятий и энтузиазма масс танцоры побуждают друг друга развиваться дальше. Согласно словам Марии Ньевес: "Никто ни на кого не хотел быть похожим. Они копировали шаги, чтобы после вновь менять их". На набитых танцплощадках танцоры узнают в этой, такой творческой, фазе, как танцевать на ограниченном пространстве и открывают разнообразие фигур в своем собственном пространстве пары. В танце используются повороты (хиро) во всех возможных вариантах. К этому приводит необходимость экономить пространство: вращаясь, можно оставаться на месте. Пока женщина танцует на ее собственной оси, партнер мог свободно изменять и украшать фигуру. Еще сегодня люди помнят с ностальгией эту эпоху: прославленная эпоха танго. Танго 40-ых годов продолжает быть настоящим фундаментом аргентинского танго.
Пятая эпоха: танго в клубах
В пятидесятые годы массовое танго-движение утихает. Экономическая ситуация ухудшается. Танго уходит из центра города в пригороды, в клубы кварталов. Ввиду некоторой изоляции в каждом квартале появляются собственные стили. Так в Mataderos, например, танго танцуется в резкой и ритмичной манере; в Villa Urquiza тонко и изысканно. По стилю танцора можно узнать, из какого он квартала. Некоторые из клубов той эпохи еще существуют сегодня, как тень былой славы: Club Helénico (Canning), Sunderland и Sin Rumbo.
Шестая эпоха: кризис и влияние сцены
В шестидесятые и семидесятые годы танго практически подвергнуто забвенью. Радио и телевидение способствуют распространению популярной музыки. Молодежь в Аргентине очарована разнообразными мировыми течениями и теряет интерес к национальной культуре. Также во временах финансового кризиса и с танго не все в порядке. Только сценическое перерождение танго дает ему новую жизнь. Из популярного на танцплощадках танца танго становится сценическим искусством. Развитие сценического танго быстро перерастает репертуар танго салона. Танго начинают изучать именно для сцены. Добавление сценических элементов увеличивает потенциал движения. Дамы в украшениях поднимают ноги выше, чем раньше. В танце появляюся сакады, позы и сложные последовательности элементов. Честолюбие женщин побуждает их в танце крайне свободно махать ногами, образ, который они скопировали с профессиональных танцовщиц
Седьмая эпоха: глобализация
Седьмая эпоха имеет место быть в восьмидесятые и наполнена иностранным влиянием. Спектакли танго имеют огромный международный успех. Танго-туризм процветает. Иностранцы посещают Аргентину в поисках танго. Ностальгия, эротическая аура, мачизм и обольщение придают экзотический ореол. Мир, уже больной высокими технологиями, хочет вновь испытать чувства и страсть. Особенно страны с сильным феминистским движением демонстрируют большой интерес к танго и древней ролевой игре между мужчиной и женщиной. Успех танго за границей оказывает эффект и в самой стране. Аргентина вновь обращается к своей собственной культуре. Исполнители музыки подвержены иностранному влиянию. Профессиональные танцоры путешествуют по миру и это тоже не может не сказываться. Также определенную роль играют международные СМИ. Лик Буэнос-Айреса преображается не без вмешательства извне. Также иностранные туристы привносят танго своей родины в салоны города. Смешалось все.
Восьмая эпоха: модный танец
Танго в своем развитии доходит до того, что становится модным танцем. В девяностые годы аргентинская молодежь открывает для себя танго. Много профессиональных танцоров всех стилей (балет, современный танец, и т.д.) обращаются к танго. Не последнюю роль играет то, что танго становится формулой успеха. В моде не рок, а танго; город внезапно становится наводнен новыми салонами, танго можно встретить повсеместно. Молодые салоны превратились в танго-дискотеки. Былые ритуалы позабыты, танго потеряло многое из его первоначального содержания. Танго, которое танцует молодежь, свободное и экспериментальное, мало зрелое в его выражении, но крайне виртуозное. Лишь в нескольких традиционных салонах молодое и старое поколения танцуют бок о бок. Другой аспект молодого танго мода, "желание быть равным остальным". Так молодежь ищет идола, чтобы имитировать и копировать его образ. Разумеется, танго стало близко не только его поклонникам. Темы танго используются музыкантами других стилей, а также в рекламе и кинематографе.
Nicole Nau-Klapwijk. Из книги “Tango. Un baile bien porteno”.